МОУ "СОШ п. Придорожный"
Саратовская область, Энгельсский район, п. Придорожный
  • Функциональная грамотность

    Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования

        Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

        Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.

    Виды функциональной грамотности

    Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

    Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

    Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    Креативное мышление - умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.

    Глобальные компетенции - способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

        При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

        Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

    Документы федерального уровня

    Приказ Рособрнадзора №590/219  от 06.06.2019 г. "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях  на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" 

    Письмо Минпросвещения РФ от 21.01.2021 г.  №ТВ-94/04 "Об  электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

    Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» 

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 г.  №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

    Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)

    Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся"

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)

    Презентация проекта Функциональная грамотность

    Документы регионального уровня

    «Реализация комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся» (регион)

    Приказ министерства образования Саратовской области «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях Саратовской области на 2023/2024 учебный год»

    Аналитическая справка по результатам исследования развития функциональной грамотности в рамках мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Саратовской области

    Приказ от 11.10.24 _1476 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2024/2025 учебный год»

    Документы муниципального уровня

    Приказ Председателя комитета по образованию от 27.09.2023 №862-од "Об утверждении плана мероприятий по функциональной грамотности на 2023/2024 учебный год

    Приказ Председателя комитета по образованию "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, подведомственных комитету по образованию администрации ЭМР, на 2022/2023 учебный год"

    Приказ «Об итогах проведения совещания для школьных координаторов, курирующих формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, подведомственных комитету по образованию администрации Энгельсского муниципального района, в 2022/2023 учебном году" 

    Приказ от 17.10.24 _618-од «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование иоценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию администрации Энгельсского муниципального района, на 2024/2025 учебный год»

    Документы школьного уровня

    Приказ об утверждении Плана по реализации мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ "СОШ п. Придорожный"на 2022-2023 учебный год

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «СОШ п. Придорожный» на 2022/2023 учебный год

    Приказ об утверждении Плана по реализации мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ "СОШ п. Придорожный"на 2023-2024 учебный год

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «СОШ п. Придорожный» на 2023/2024 учебный год

    Аналитическая справка по результатам ВПР (анализ заданий по функциональной грамотности) МОУ «СОШ п. Придорожный» 2023 год

    Приказ от 21.10.2024_275од « Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «СОШ п. Придорожный» на 2024/2025 учебный год»

    Диагностические материалы

    Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

    Открытые задания PISA

    Материалы Института стратегии развития образования РАО

    Минпросвещения России информирует об открытии доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

    Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

    • формирование банка заданий;

    • формирование проектов тренировочных работ;

    • прохождение тренировочной работы  обучающимися в режиме реального времени;

    • проверку развернутых ответов экспертами;

    • накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

    На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ).

    В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.

    После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.

    В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.

    БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (5-9 КЛАССЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЯМ: 

    Родительское собрание "Функциональная грамотность в вопросах и ответах" (ГАУ ДПО "СОИРО", 6.12.2021)

    Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

    Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

    1. Методические рекомендации для учителей и родителей

    2. Рекомендации по формированию читательской грамотности

    3. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.

    Полезные ресурсы

    Функциональная грамотность школьников

    Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

    Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf

    Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

    Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

    Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

    Центр оценки качества образования ИСРО РАО

    Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

    Ссылка: http://www.centeroko.ru/

    Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА

    Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

    Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf 

    Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по читательской грамотности

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

    Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

    http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

    Издательство «Просвещение»

    https://media.prosv.ru/fg/

    Банк тестов

    https://banktestov.ru/test/3674

    Московский центр качества образования

    https://mcko.ru/articles/2127

    Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie